«Родительский университет – дистанционное обучение родителей»

Декабрь 2016 — Сентябрь 2017

В начале реализации проекта велась активная работа по подготовке материалов учебного курса в соответствии с дистанционной формой передачи материала:

- адаптация тренинговых упражнений для дистанционной формы обучения;

- презентаций для проведения вебинара;

- теоретического материала для самостоятельного изучения слушателями;

-  практического задания, тестов.

В результате разработаны и адаптированы к дистанционной форме материалы для проведения 21 вебинара для родителей с целью формирования у них знаний о возрастных особенностях и потребностях детей, по овладению эффективными технологиями воспитания без физических наказаний и развитию родительских навыков ненасильственного воспитания.

Проведены:

7 вебинаров для родителей дошкольников:

18.02.2017 - «Маленький принц/ принцесса»: растем год за годом. Вебинар был посвящен особенностям  задач развития детей  в этом возрасте.

25.02.2017 - «Невыносимый ребенок и кризисы дошкольного возраста». Вебинар был посвящен разбору трудностей поведения в дошкольном возрасте.  

4.03.2017 -  «Стресс-менеджмент для родителей дошкольников». Вебинар был посвящен причинам возникновения родительских срывов.

11.03.201 - «Он выводит меня из себя!» - обрести искусство равновесия. Вебинар был посвящен формам наказания и поощрения, а также последствиям физического наказания для детей.

18.03.2017  - «Границы и нормы  дошкольников  - забота  родителей». Вебинар был посвящен особенностям формирования нормальных отношений и границы детей и родителей.

25.03.2017 - «Тренинг уверенного поведения для пап и мам». Вебинар был посвящен знакомству родителей со способами приемов воспитания без насилия.

1.04.2017 - «Эмоциональная азбука в нежном возрасте». Вебинар был посвящен умению играть, общаться и разговаривать о чувствах с ребенком.

7 вебинаров для родителей младших школьников:

8.04.17  -  «Здравствуй школа: обретение прав и обязанностей ребенком»

Основные задачи развития для младшего школьника. Сложности начала учебной деятельности и перемены уклада жизни семьи. Какие обязанности появляются у ребенка в школе и дома.   Адаптацией к школе и «хронической неуспеваемости». Про оценку, самооценку, успешность и многое другое… Как оставаться в контакте с ребенком в этот период.

15.04.17 - «Начало пути: трудности становления школьной жизни»

В какой форме  родительской поддержке нуждается ребенок в начальных классах.  Как справляться с капризностью и манерностью детей. Про дислексию и другие учебные проблемы, когда нужна помощь специалистов. Одобрение  – как основной мотив поведения детей этого возраста.

 22.04.17  - «Ребенок пошел в школу, как родителям справляться со стрессом» 

Жизнь семьи после начала учебного года: родительский стресс и почему мы так реагируем. Что делать с родительскими ожиданиями? «Мой ребенок  неуспевающий», «мой ребенок отличник».   Родительские волнения: как оставить ребенка «чужим» людям.  Собрание в школе: как превратить минное поле в площадку для диалога. Где найти время и силы на контроль за учебой?

29.04.17 - «Что делать если…» - как правильно ругать и хвалить ребенка

Самоутверждение ребенка: как реагировать родителям. Не только за успехи в школе мы любим детей. Возможно ли применение физических наказаний в воспитательных целях? Стратегии наказаний и поощрений – как выбрать. Про нравоучения и их место в воспитании. Какие новые ритуалы одобрения  можно придумать в семье. Быть как все, быть лучше всех, что важно поддерживать родителями.

6.05.17 - «Без стука не входить!», или границы вашего школьника»

Особенности школьного возраста – развитие сложных форм поведения. Трудности в установлении и соблюдении границ с младшими школьниками – как справляться. Что нужно рассказать ребенку о личных  границах. Установление «красных»  границ: когда нельзя нарушать.  Границы и нормы как способ управления собой. Внешние средства, как опора в поведении ребенка. Роль взрослого в развитии норм поведения и установления норм границ.

13.05.17 - «Спокойствие и еще раз спокойствие! - приемы воспитания школьника»

Как справляться со школьником без срывов и наказаний. Гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический тип воспитания. Позитивные стили воспитания, как основа поддержки школьника и сохранения доверия. Как формировать нормы поведения у ребенка с синдромом дефицита внимания и другими трудностями поведения.  

20.05.17 - «Осторожно дети! Все про чувства детей».

Как сохранить эмоциональную связь с ребенком. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети: как с ними говорить про чувства. Ребенок с  экспрессивным  поведением - как поддерживать в проявлении чувств такого ребенка. Гневливый ребенок – сохранить мир и избежать военных действий.

7 вебинаров для родителей подростков:

27.05.17 - «Ребенок вырастает в подростка и почему-то становится… трудным»

Как  изменения в организме и в развитии подростка могут повлиять на сложности в общении и трудности в обучении. Как помочь подростку их преодолеть. Как меняются ценности в жизни вашего подростка. С какими «подводными камнями»  и особенностями  вы столкнетесь  по мере взросления ребенка

3.06.17 - «Трудный подросток: бурлящий вулкан или печальный Пьеро?»

Как помочь вашему ребенку в ориентировании в собственных переживаниях. Как справиться с подростковым негативизмом и потерей идентичности с самим собой. Как помочь вашему ребенку с определением будущей профессии и найти мотивацию к движению по выбранному пути. И еще многие другие «как» подросткового возраста.

3.06.17 - «Подростковый бунт против родительского авторитета. Как родителям справляться со стрессом».

Что делать, если ваш подросток «выносит вам мозг», гуляет до ночи и не отвечает на звонки телефона. Откуда берется раздражение и как лично на вас влияет агрессивная среда. Стратегии управления собой в бурном водовороте подросткового бунта.

10.06.17 - «Я тебя породил, я тебя и ……! Почему это не работает».

Самоопределение подростка и почему так сложно воспринимать его попытки стать самостоятельным.  Основные принципы поощрения и наказания подростков. Влияние физического наказания подростка и его последствий для ребенка и всей семьи.

17.06.17 - «Подростковые пограничные войска, как уважать свое и его пространство»

Что такое границы, что это такое и где они проходят в вашей семье. «Мое – Твое – Наше», как устанавливать границы, как их сохранять и как влияет наличие границ на чувство безопасности подростка. О важности позитивной дисциплины для вас и вашего ребенка.

24.06.17 - «Спокойствие…только спокойствие...»

Как пережить провокации со стороны своего ребенка и как оставаться спокойным при вызывающем поведении и нарушении норм подростками. Знакомимся с позитивными формами дисциплины и дисфункциональными стилями воспитания. Разные типы воспитания в семье и факторы, влияющие на выбор стиля каждой семьей.

1.07.17 - «То он взбешен, то он влюблен, то снова чем-то мучается: эмоциональные качели подросткового возраста»

Почему так важно говорить с подростком о чувствах и как с ним говорить об этом. Как помочь  подростку  в выражении своих чувств, как им помочь научиться их различать. Поведенческие игровые модели на службе семьи и как использовать эти модели для развития отношений в семье.

В вебинарах приняли участие 940 родителей.

 

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ:

«Это обучение конструктивному общению со своими детьми не на словах, а на практике. Всё предельно ясно, конкретно и понятно»

 

«Интересно, познавательно, доступно для простого обывателя»

 

 «Ответы на вопросы лаконичны, доступны для восприятия»

 

«Горизонты понимания поведения детей расширились»

 

 «Познавательный просветительский проект. Доступно объясняет тонкости родительства».

 

Специалисты учреждений-партнёров:

«Проект социально значим, даёт знания родителям по основам детской психологии и семейной педагогике, по ненасильственному воспитанию детей, присутствует взаимосвязь теории с практикой. Используется доступная форма обучения посредством Интернет-ресурса, имеется система в обучении, проект ориентирован на родителей, имеющих детей различного возраста.»

 

После окончания цикла вебинаров началась поддерживающая работа с родителями в форме проведения консультаций, посвященных разбору трудных случаев, связанных с воспитанием детей, детско - родительскими конфликтами, кризисными семейными ситуациями, обсуждению вопросов родительского тайм-менеджмента и управления эмоциями. 

В период с июля по сентябрь подготовлены и проведены 9 он-лайн консультаций для родителей. Консультирование проводилось экспертами института в форме разбора трудных случаев, представленных родителями после предварительного их анализа и систематизации.

Поскольку консультации с согласия родителей проводились в форме  публичного разбора ситуации, то для консультирования были выбраны 9 тем, которые актуальны не только для заявителей, но и для большинства родителей, воспитывающих детей разных возрастов.

Таким образом, участниками групповых супервизий стали более 90 заинтересованных родителей.

На протяжении всего периода реализации проекта велась работа по корректировке и методическому  оформлению дистанционного курса с целью его окончательного оформления, издания и последующей передачи для использования специалистам, занимающимся и желающим организовать работу по дистанционному обучению родителей (психологам, педагогам, специалистам по социальной работе государственных социальных и образовательных учреждений и социально ориентированных некоммерческих организаций).

Цель оформления методических материалов в виде пособия  – подготовить разработки курса в качестве инструмента, помогающего специалистам организовать и осуществить дистанционное обучение родителей лучшему пониманию своего ребенка, развитию своего родительского потенциала и практических компетенций, развитию навыков ненасильственного семейного воспитания.

 В сентябре 2017 года кандидатом педагогических наук, экспертом Национального института М.С. Мартыновой проведены 3 вебинара для специалистов в регионах реализации проекта.

Вебинары для специалистов были посвящены общей теме «Особенности дистанционного обучения родителей навыкам ненасильственного воспитания детей». В вебинарах приняло участие более 80  специалистов, работающих с семьями и детьми и планирующими участие в проведении таких курсов.

20 сентября 2017 состоялся вебинар «Родители как целевая аудитория проектов по развитию родительских компетенций и ненасильственному воспитанию»

21 сентября 2017 состоялся вебинар  «Особенности дистанционного обучения родителей»

22 сентября 2017 состоялся вебинар «Методическое обеспечение курса по развитию родительских компетенций в рамках проекта «Родительский университет – дистанционное обучение родителей»

В ходе вебинаров специалисты узнали об особенностях дистанционного обучения родителей навыкам ненасильственного воспитания детей, проинформированы, как пользоваться полученными материалами. Ведущая ответила на вопросы связанные с распространением и внедрением курса в практику деятельности конкретных учреждений.

Таким образом, основные результаты проекта:

Проведен 21 вебинар для родителей дошкольников, младших школьников и подростков. В вебинарах приняли участие 941 родитель (плановый показатель - 200). У родителей, участников проекта повысился уровень информированности о последствиях насильственных методов воспитания, родители демонстрируют лучше понимание возрастных особенностей детей и желание освоить эффективные приемы взаимодействия с ребенком (показатель измерялся посредством анкетирования, сбора обратной связи в начале и в конце цикла).

Проведено 9 консультаций для родителей, которые получили профессиональную психологическую помощь и возможность для обсуждения острых и волнующих для них  вопросов практического применения полученных на вебинарах знаний в форме разбора типичных ошибок примеров  и трудных ситуаций, а также вопросов управления эмоциями. 

Курс методически оформлен и представлен в регионы для дальнейшего распространения. Разработано и издано «Методическое руководство по организации и проведению курса повышения родительских компетенций «Родительский университет».

Проведено  3 вебинара для специалистов, которые знают об особенностях дистанционного обучения родителей навыкам ненасильственного воспитания детей, а также о том как использовать полученные материалы. Специалисты готовы к распространению и внедрению в практику дистанционного курса обучения родителей своего региона.

 

Значимость полученных результатов и потенциальные области их применения:

940 родителей, принявших участие в вебинарах и консультациях, получили  необходимую поддержку в воспитании детей, чувствовали себя уверенно и компетентно. Подобная помощь родителям способствует профилактике семейного неблагополучия, нарушения детско-родительских отношений и предотвращению жестокого обращения с детьми в семье.

Родители позитивно настроены к участию в мероприятиях по повышению родительских компетенций. В регионах родительские группы не хотят прекращать занятия с завершением цикла вебинаров, инициируют дальнейшие встречи с привлечением специалистов учреждений-участников проекта.

Специалисты 8 регионов узнали об особенностях дистанционного обучения родителей навыкам ненасильственного воспитания детей, проинформированы, как пользоваться полученным инструментарием, готовы к  распространению и внедрению курса в практику деятельности конкретных учреждений.

Проект реализовывался с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта некоммерческим неправительственным организациям в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 68-рп от 5 апреля 2016 и на основании конкурса, проведённого Союзом женщин России.