В начале реализации проекта велась активная работа по подготовке материалов учебного курса в соответствии с дистанционной формой передачи материала:
- адаптация тренинговых упражнений для дистанционной формы обучения;
- презентаций для проведения вебинара;
- теоретического материала для самостоятельного изучения слушателями;
- практического задания, тестов.
В результате разработаны и адаптированы к дистанционной форме материалы для проведения 21 вебинара для родителей с целью формирования у них знаний о возрастных особенностях и потребностях детей, по овладению эффективными технологиями воспитания без физических наказаний и развитию родительских навыков ненасильственного воспитания.
Проведены:
7 вебинаров для родителей дошкольников:
18.02.2017 - «Маленький принц/ принцесса»: растем год за годом. Вебинар был посвящен особенностям задач развития детей в этом возрасте.
25.02.2017 - «Невыносимый ребенок и кризисы дошкольного возраста». Вебинар был посвящен разбору трудностей поведения в дошкольном возрасте.
4.03.2017 - «Стресс-менеджмент для родителей дошкольников». Вебинар был посвящен причинам возникновения родительских срывов.
11.03.201 - «Он выводит меня из себя!» - обрести искусство равновесия. Вебинар был посвящен формам наказания и поощрения, а также последствиям физического наказания для детей.
18.03.2017 - «Границы и нормы дошкольников - забота родителей». Вебинар был посвящен особенностям формирования нормальных отношений и границы детей и родителей.
25.03.2017 - «Тренинг уверенного поведения для пап и мам». Вебинар был посвящен знакомству родителей со способами приемов воспитания без насилия.
1.04.2017 - «Эмоциональная азбука в нежном возрасте». Вебинар был посвящен умению играть, общаться и разговаривать о чувствах с ребенком.
7 вебинаров для родителей младших школьников:
8.04.17 - «Здравствуй школа: обретение прав и обязанностей ребенком»
Основные задачи развития для младшего школьника. Сложности начала учебной деятельности и перемены уклада жизни семьи. Какие обязанности появляются у ребенка в школе и дома. Адаптацией к школе и «хронической неуспеваемости». Про оценку, самооценку, успешность и многое другое… Как оставаться в контакте с ребенком в этот период.
15.04.17 - «Начало пути: трудности становления школьной жизни»
В какой форме родительской поддержке нуждается ребенок в начальных классах. Как справляться с капризностью и манерностью детей. Про дислексию и другие учебные проблемы, когда нужна помощь специалистов. Одобрение – как основной мотив поведения детей этого возраста.
22.04.17 - «Ребенок пошел в школу, как родителям справляться со стрессом»
Жизнь семьи после начала учебного года: родительский стресс и почему мы так реагируем. Что делать с родительскими ожиданиями? «Мой ребенок неуспевающий», «мой ребенок отличник». Родительские волнения: как оставить ребенка «чужим» людям. Собрание в школе: как превратить минное поле в площадку для диалога. Где найти время и силы на контроль за учебой?
29.04.17 - «Что делать если…» - как правильно ругать и хвалить ребенка
Самоутверждение ребенка: как реагировать родителям. Не только за успехи в школе мы любим детей. Возможно ли применение физических наказаний в воспитательных целях? Стратегии наказаний и поощрений – как выбрать. Про нравоучения и их место в воспитании. Какие новые ритуалы одобрения можно придумать в семье. Быть как все, быть лучше всех, что важно поддерживать родителями.
6.05.17 - «Без стука не входить!», или границы вашего школьника»
Особенности школьного возраста – развитие сложных форм поведения. Трудности в установлении и соблюдении границ с младшими школьниками – как справляться. Что нужно рассказать ребенку о личных границах. Установление «красных» границ: когда нельзя нарушать. Границы и нормы как способ управления собой. Внешние средства, как опора в поведении ребенка. Роль взрослого в развитии норм поведения и установления норм границ.
13.05.17 - «Спокойствие и еще раз спокойствие! - приемы воспитания школьника»
Как справляться со школьником без срывов и наказаний. Гиперсоциальный, тревожно-мнительный, эгоцентрический тип воспитания. Позитивные стили воспитания, как основа поддержки школьника и сохранения доверия. Как формировать нормы поведения у ребенка с синдромом дефицита внимания и другими трудностями поведения.
20.05.17 - «Осторожно дети! Все про чувства детей».
Как сохранить эмоциональную связь с ребенком. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети: как с ними говорить про чувства. Ребенок с экспрессивным поведением - как поддерживать в проявлении чувств такого ребенка. Гневливый ребенок – сохранить мир и избежать военных действий.
7 вебинаров для родителей подростков:
27.05.17 - «Ребенок вырастает в подростка и почему-то становится… трудным»
Как изменения в организме и в развитии подростка могут повлиять на сложности в общении и трудности в обучении. Как помочь подростку их преодолеть. Как меняются ценности в жизни вашего подростка. С какими «подводными камнями» и особенностями вы столкнетесь по мере взросления ребенка
3.06.17 - «Трудный подросток: бурлящий вулкан или печальный Пьеро?»
Как помочь вашему ребенку в ориентировании в собственных переживаниях. Как справиться с подростковым негативизмом и потерей идентичности с самим собой. Как помочь вашему ребенку с определением будущей профессии и найти мотивацию к движению по выбранному пути. И еще многие другие «как» подросткового возраста.
3.06.17 - «Подростковый бунт против родительского авторитета. Как родителям справляться со стрессом».
Что делать, если ваш подросток «выносит вам мозг», гуляет до ночи и не отвечает на звонки телефона. Откуда берется раздражение и как лично на вас влияет агрессивная среда. Стратегии управления собой в бурном водовороте подросткового бунта.
10.06.17 - «Я тебя породил, я тебя и ……! Почему это не работает».
Самоопределение подростка и почему так сложно воспринимать его попытки стать самостоятельным. Основные принципы поощрения и наказания подростков. Влияние физического наказания подростка и его последствий для ребенка и всей семьи.
17.06.17 - «Подростковые пограничные войска, как уважать свое и его пространство»
Что такое границы, что это такое и где они проходят в вашей семье. «Мое – Твое – Наше», как устанавливать границы, как их сохранять и как влияет наличие границ на чувство безопасности подростка. О важности позитивной дисциплины для вас и вашего ребенка.
24.06.17 - «Спокойствие…только спокойствие...»
Как пережить провокации со стороны своего ребенка и как оставаться спокойным при вызывающем поведении и нарушении норм подростками. Знакомимся с позитивными формами дисциплины и дисфункциональными стилями воспитания. Разные типы воспитания в семье и факторы, влияющие на выбор стиля каждой семьей.
1.07.17 - «То он взбешен, то он влюблен, то снова чем-то мучается: эмоциональные качели подросткового возраста»
Почему так важно говорить с подростком о чувствах и как с ним говорить об этом. Как помочь подростку в выражении своих чувств, как им помочь научиться их различать. Поведенческие игровые модели на службе семьи и как использовать эти модели для развития отношений в семье.
В вебинарах приняли участие 940 родителей.
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ:
«Это обучение конструктивному общению со своими детьми не на словах, а на практике. Всё предельно ясно, конкретно и понятно»
«Интересно, познавательно, доступно для простого обывателя»
«Ответы на вопросы лаконичны, доступны для восприятия»
«Горизонты понимания поведения детей расширились»
«Познавательный просветительский проект. Доступно объясняет тонкости родительства».
Специалисты учреждений-партнёров:
«Проект социально значим, даёт знания родителям по основам детской психологии и семейной педагогике, по ненасильственному воспитанию детей, присутствует взаимосвязь теории с практикой. Используется доступная форма обучения посредством Интернет-ресурса, имеется система в обучении, проект ориентирован на родителей, имеющих детей различного возраста.»
После окончания цикла вебинаров началась поддерживающая работа с родителями в форме проведения консультаций, посвященных разбору трудных случаев, связанных с воспитанием детей, детско - родительскими конфликтами, кризисными семейными ситуациями, обсуждению вопросов родительского тайм-менеджмента и управления эмоциями.
В период с июля по сентябрь подготовлены и проведены 9 он-лайн консультаций для родителей. Консультирование проводилось экспертами института в форме разбора трудных случаев, представленных родителями после предварительного их анализа и систематизации.
Поскольку консультации с согласия родителей проводились в форме публичного разбора ситуации, то для консультирования были выбраны 9 тем, которые актуальны не только для заявителей, но и для большинства родителей, воспитывающих детей разных возрастов.
Таким образом, участниками групповых супервизий стали более 90 заинтересованных родителей.
На протяжении всего периода реализации проекта велась работа по корректировке и методическому оформлению дистанционного курса с целью его окончательного оформления, издания и последующей передачи для использования специалистам, занимающимся и желающим организовать работу по дистанционному обучению родителей (психологам, педагогам, специалистам по социальной работе государственных социальных и образовательных учреждений и социально ориентированных некоммерческих организаций).
Цель оформления методических материалов в виде пособия – подготовить разработки курса в качестве инструмента, помогающего специалистам организовать и осуществить дистанционное обучение родителей лучшему пониманию своего ребенка, развитию своего родительского потенциала и практических компетенций, развитию навыков ненасильственного семейного воспитания.
В сентябре 2017 года кандидатом педагогических наук, экспертом Национального института М.С. Мартыновой проведены 3 вебинара для специалистов в регионах реализации проекта.
Вебинары для специалистов были посвящены общей теме «Особенности дистанционного обучения родителей навыкам ненасильственного воспитания детей». В вебинарах приняло участие более 80 специалистов, работающих с семьями и детьми и планирующими участие в проведении таких курсов.
20 сентября 2017 состоялся вебинар «Родители как целевая аудитория проектов по развитию родительских компетенций и ненасильственному воспитанию»
21 сентября 2017 состоялся вебинар «Особенности дистанционного обучения родителей»
22 сентября 2017 состоялся вебинар «Методическое обеспечение курса по развитию родительских компетенций в рамках проекта «Родительский университет – дистанционное обучение родителей»
В ходе вебинаров специалисты узнали об особенностях дистанционного обучения родителей навыкам ненасильственного воспитания детей, проинформированы, как пользоваться полученными материалами. Ведущая ответила на вопросы связанные с распространением и внедрением курса в практику деятельности конкретных учреждений.
Таким образом, основные результаты проекта:
Проведен 21 вебинар для родителей дошкольников, младших школьников и подростков. В вебинарах приняли участие 941 родитель (плановый показатель - 200). У родителей, участников проекта повысился уровень информированности о последствиях насильственных методов воспитания, родители демонстрируют лучше понимание возрастных особенностей детей и желание освоить эффективные приемы взаимодействия с ребенком (показатель измерялся посредством анкетирования, сбора обратной связи в начале и в конце цикла).
Проведено 9 консультаций для родителей, которые получили профессиональную психологическую помощь и возможность для обсуждения острых и волнующих для них вопросов практического применения полученных на вебинарах знаний в форме разбора типичных ошибок примеров и трудных ситуаций, а также вопросов управления эмоциями.
Курс методически оформлен и представлен в регионы для дальнейшего распространения. Разработано и издано «Методическое руководство по организации и проведению курса повышения родительских компетенций «Родительский университет».
Проведено 3 вебинара для специалистов, которые знают об особенностях дистанционного обучения родителей навыкам ненасильственного воспитания детей, а также о том как использовать полученные материалы. Специалисты готовы к распространению и внедрению в практику дистанционного курса обучения родителей своего региона.
Значимость полученных результатов и потенциальные области их применения:
940 родителей, принявших участие в вебинарах и консультациях, получили необходимую поддержку в воспитании детей, чувствовали себя уверенно и компетентно. Подобная помощь родителям способствует профилактике семейного неблагополучия, нарушения детско-родительских отношений и предотвращению жестокого обращения с детьми в семье.
Родители позитивно настроены к участию в мероприятиях по повышению родительских компетенций. В регионах родительские группы не хотят прекращать занятия с завершением цикла вебинаров, инициируют дальнейшие встречи с привлечением специалистов учреждений-участников проекта.
Специалисты 8 регионов узнали об особенностях дистанционного обучения родителей навыкам ненасильственного воспитания детей, проинформированы, как пользоваться полученным инструментарием, готовы к распространению и внедрению курса в практику деятельности конкретных учреждений.
Проект реализовывался с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта некоммерческим неправительственным организациям в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации № 68-рп от 5 апреля 2016 и на основании конкурса, проведённого Союзом женщин России.