Курс повышения квалификации "Основы деятельности органов опеки и попечительства по оценке наличия угроз безопасности, жизни или здоровью детей"

Профессиональный стандарт «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», утвержденный приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 680н, содержит ряд требований к необходимым знаниям и умениям специалистов при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи государства, в том числе:

умений проведения обследования условий жизни детей разных возрастных групп, оценки ситуации с точки зрения благополучия ребенка, выявления признаков и последствий жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;

знаний причин, признаков, критериев детского и семейного неблагополучия, оснований для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения, психологии девиантного поведения, педагогики и психологии детско-родительских отношений;

Стандарт предписывает не допускать необоснованного изъятия детей из семьи, изъятия детей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, строить работу на позитивном взаимодействии с родителями с целью обеспечения безопасности и развития ребенка.

Программа курсов повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта в связи с высокой актуальностью формирования у специалистов органов опеки и попечительства профессиональных навыков оценки безопасности ребенка, наличия угроз жизни и его здоровью, оценки уровня риска жестокого обращения, необходимой для выбора адекватных мер по защите его прав и законных интересов.

Особенностью программы является ее практическая ориентированность: специалисты в ходе тренингов и практических занятий осваивают конкретный методический инструментарий проведения оценки наличия угроз жизни или здоровью ребенка, установления контакта и осуществления коммуникации с родителями, иными законными представителями и членами семьи.

 Цели курса:

1.             Систематизировать знания слушателей о законодательном регулировании мер по защите прав и законных интересов детей.

2.             Познакомить слушателей с ценностями семейно-ориентированного подхода в практике защиты прав детей.

3.             Рассмотреть понятие и виды жестокого обращения с детьми, признаки и специфику его распознавания, в том числе определение угроз безопасности для ребенка, факторы уязвимости ребенка и факторы риска жестокого обращения с детьми

4.             Познакомить с методикой оценки безопасности и оценки факторов риска  жестокого обращения с ребенком в семье.

5.             Провести тренировку навыков в выявлении угроз безопасности, определении мер обеспечения безопасности (составлении плана безопасности), определения уровня риска жестокого обращения с ребенком, установления контакта с семьями в процессе сбора данных.

Темы курса:

Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей

Права детей и родителей в их взаимосвязи. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на защиту. Права и обязанности родителей по воспитанию детей, осуществление родительских прав. Полномочия органов опеки и попечительства. Правовое регулирование действий органа опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью ребенка. Межведомственное взаимодействие органов опеки и попечительства. Требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства. Современное состояние законодательства и основные направления его совершенствования.

Семейно-ориентированный подход в деятельности по защите прав и законных интересов детей

Ценности и принципы семейно-ориентированного подхода. Роль ценностей в обеспечении прав родителей и детей. Индивидуальность семьи. Принципы работы с семьей при выявлении признаков нарушения прав и законных интересов детей. Традиционный и кооперативный подходы в работе с семьей.

Жестокое обращение с детьми

Понятие «жестокое обращение с детьми» в науке и в законодательстве. Определение, виды, признаки жестокого обращения с детьми. Особенности семей, допускающих жестокое обращение с детьми. Особенности детей, переживших жестокое обращение. Причины жестокого обращения с ребенком.

Специфика и трудности распознавания жестокого обращения с детьми. Уязвимость ребенка и ее значение при распознавании жестокого обращения. Угроза жизни и здоровью ребенка как следствие жестокого обращения с детьми или иных обстоятельств. 

Процесс оценки безопасности ребенка (наличия угроз жизни и здоровью) и уровня риска жестокого обращения с ним

Виды оценки, цели и содержание оценки. Место оценки в обследовании условий жизни ребенка. Использование результатов оценки. Алгоритм (процедура) проведения оценки безопасности и оценки риска.

Осуществление оценки безопасности ребенка. Угрозы безопасности. Защитные возможности семьи. Принципы разработки и содержание мер по обеспечению безопасности ребенка (план безопасности). Отобрание ребенка у родителей как одна из мер обеспечения безопасности: правовое регулирование, особенности, последствия, существующие проблемы практики применения. Тренировка навыков по проведению оценки безопасности и составлению плана безопасности.

Оценка риска жестокого обращения с ребенком. Факторы риска. Тренировка навыков по оценке риска жестокого обращения с ребенком.

Установление контакта и коммуникация с членами семьи

Особенности установления контакта с семьей в процессе оценки риска. Понятие сопротивления в контакте и приемы работы с ним. Алгоритм беседы с родителем о факте жестокого обращения с ребенком. Тренировка навыков интервьюирования родителей и работы с сопротивлением в ходе сбора данных в рамках оценки безопасности ребенка и составления плана безопасности. Тренировка навыков интервьюирования родителей в ходе проведения оценки риска жестокого обращения с ребенком.

Ведущие курса

Мартынова Марина Сергеевна

Мартынова Марина Сергеевна

Заместитель директора по методической работе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, кандидат педагогических наук
Спивак Александр Михайлович

Спивак Александр Михайлович

Член Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства, член Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Отзывы слушателей

Подписаться на рассылку