Профессиональный стандарт «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», утвержденный приказом Минтруда России от 18.11.2013 N 680н, содержит ряд требований к необходимым знаниям и умениям специалистов при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи государства, в том числе:
умений проведения обследования условий жизни детей разных возрастных групп, оценки ситуации с точки зрения благополучия ребенка, выявления признаков и последствий жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних;
знаний причин, признаков, критериев детского и семейного неблагополучия, оснований для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения, психологии девиантного поведения, педагогики и психологии детско-родительских отношений;
Стандарт предписывает не допускать необоснованного изъятия детей из семьи, изъятия детей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, строить работу на позитивном взаимодействии с родителями с целью обеспечения безопасности и развития ребенка.
Программа курсов повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта в связи с высокой актуальностью формирования у специалистов органов опеки и попечительства профессиональных навыков оценки безопасности ребенка, наличия угроз жизни и его здоровью, оценки уровня риска жестокого обращения, необходимой для выбора адекватных мер по защите его прав и законных интересов.
Особенностью программы является ее практическая ориентированность: специалисты в ходе тренингов и практических занятий осваивают конкретный методический инструментарий проведения оценки наличия угроз жизни или здоровью ребенка, установления контакта и осуществления коммуникации с родителями, иными законными представителями и членами семьи.
Цели курса:
1. Систематизировать знания слушателей о законодательном регулировании мер по защите прав и законных интересов детей.
2. Познакомить слушателей с ценностями семейно-ориентированного подхода в практике защиты прав детей.
3. Рассмотреть понятие и виды жестокого обращения с детьми, признаки и специфику его распознавания, в том числе определение угроз безопасности для ребенка, факторы уязвимости ребенка и факторы риска жестокого обращения с детьми
4. Познакомить с методикой оценки безопасности и оценки факторов риска жестокого обращения с ребенком в семье.
5. Провести тренировку навыков в выявлении угроз безопасности, определении мер обеспечения безопасности (составлении плана безопасности), определения уровня риска жестокого обращения с ребенком, установления контакта с семьями в процессе сбора данных.
Темы курса:
Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей
Права детей и родителей в их взаимосвязи. Право ребенка жить и воспитываться в семье, право ребенка на защиту. Права и обязанности родителей по воспитанию детей, осуществление родительских прав. Полномочия органов опеки и попечительства. Правовое регулирование действий органа опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью ребенка. Межведомственное взаимодействие органов опеки и попечительства. Требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства. Современное состояние законодательства и основные направления его совершенствования.
Семейно-ориентированный подход в деятельности по защите прав и законных интересов детей
Ценности и принципы семейно-ориентированного подхода. Роль ценностей в обеспечении прав родителей и детей. Индивидуальность семьи. Принципы работы с семьей при выявлении признаков нарушения прав и законных интересов детей. Традиционный и кооперативный подходы в работе с семьей.
Жестокое обращение с детьми
Понятие «жестокое обращение с детьми» в науке и в законодательстве. Определение, виды, признаки жестокого обращения с детьми. Особенности семей, допускающих жестокое обращение с детьми. Особенности детей, переживших жестокое обращение. Причины жестокого обращения с ребенком.
Специфика и трудности распознавания жестокого обращения с детьми. Уязвимость ребенка и ее значение при распознавании жестокого обращения. Угроза жизни и здоровью ребенка как следствие жестокого обращения с детьми или иных обстоятельств.
Процесс оценки безопасности ребенка (наличия угроз жизни и здоровью) и уровня риска жестокого обращения с ним
Виды оценки, цели и содержание оценки. Место оценки в обследовании условий жизни ребенка. Использование результатов оценки. Алгоритм (процедура) проведения оценки безопасности и оценки риска.
Осуществление оценки безопасности ребенка. Угрозы безопасности. Защитные возможности семьи. Принципы разработки и содержание мер по обеспечению безопасности ребенка (план безопасности). Отобрание ребенка у родителей как одна из мер обеспечения безопасности: правовое регулирование, особенности, последствия, существующие проблемы практики применения. Тренировка навыков по проведению оценки безопасности и составлению плана безопасности.
Оценка риска жестокого обращения с ребенком. Факторы риска. Тренировка навыков по оценке риска жестокого обращения с ребенком.
Установление контакта и коммуникация с членами семьи
Особенности установления контакта с семьей в процессе оценки риска. Понятие сопротивления в контакте и приемы работы с ним. Алгоритм беседы с родителем о факте жестокого обращения с ребенком. Тренировка навыков интервьюирования родителей и работы с сопротивлением в ходе сбора данных в рамках оценки безопасности ребенка и составления плана безопасности. Тренировка навыков интервьюирования родителей в ходе проведения оценки риска жестокого обращения с ребенком.