Программа является уникальным продуктом на рынке образовательных услуг по данному направлению. В основе программы - современные систематизированные знания от ведущих экспертов и аналитиков, а также многолетний опыт специалистов – практиков, работающих в учреждениях социального обслуживания по сопровождению социально неблагополучных семей в различных регионах РФ.
Программа разработана непосредственно на основе Профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 года № 683Н и Национального стандарта РФ «Услуги по профилактике социального сиротства детей», действующего с 01.10.2021 г.
Среди основных достоинств программы:
- доказанная эффективность рассматриваемых методов и техник работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении;
- иллюстративная наполненность практическими кейсами с экспертным разбором действий специалистов при работе с семьей;
- интенсивное обучение с гибким подходом к запросам каждого обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выпускники программы овладеют навыками по применению комплексного подхода в работе с семьей; овладеют профессиональными компетенциями для всесторонней поддержки семей с детьми на основе выявления семейного неблагополучия и разработки индивидуальных программ реабилитации детей и семьи, с привлечением ближайшего окружения; компетенциями для повышения родительской ответственности за воспитание детей.
Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Жестокое обращение с детьми в семье: определение, виды, признаки.
Факторы риска жестокого обращения. Влияние жестокого обращения на актуальное состояние ребенка и «отстроченные» последствия.
Методика оценки безопасности (наличия угроз жизни и здоровью) и риска жестокого обращения с ребенком в семье.
Угрозы безопасности, специфика их распознавания и принципы составления плана безопасности для ребенка.
Курс предоставляет возможность освоить ключевые понятия семейно-ориентированного подхода, необходимые для работы с кризисными семьями и детьми в сфере профилактики социального сиротства, из числа требуемых профессиональным стандартом «Специалист по работе с семьей».
Специалисты смогут попрактиковаться в оценке безопасности, риска и семейных условий, а также в применении технологии работы со случаем в работе с семьями, нуждающимися в услугах системы защиты детства.
Системные свойства семьи: связи, иерархия, роли, функции.
Семья как естественная среда воспитания ребенка. Семейный кризис: определение и признаки, особенности функционирования семьи в кризисе. Уязвимые категории семей и их особенности.
Цели и «мишени» работы в профилактике социального сиротства.
Индивидуальность семьи и принципы построения отношений с ней.
Задачи государственной политики в сфере профилактики семейного неблагополучия на современном этапе.
Нормативно-правовая база межведомственного взаимодействия: актуальное состояние.
Проблемы и пути повышения эффективности межведомственного взаимодействия.
Межведомственная технология работы со случаем: история развития, содержание, региональный опыт.
Анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации о порядке межведомственного взаимодействия (практикум).
Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения: нормативная база, опыт и проблемы реализации.
-Мифы и стереотипы, которые мешают семьям принимать подростков-сирот;
-Потребности и желания детей-сирот старшего возраста;
-Чувства подростков-сирот и их роль в семейном устройстве;
-Мотивы приемных родителей подростков;
-Отбор кандидатов и их подготовка к знакомству с подростком;
-Подготовка подростка к знакомству с семьей;
-Первая личная встреча семьи и подростка, сопровождение процесса знакомства;
-Помощь семье и подростку в создании благоприятной среды и формировании отношений;
-Важность заботы родителей приемных подростков о себе: помощь специалистов;
-Помогающие сообщества приемных семей, воспитывающих подростков, как инструмент поддержки;
-Непрерывное повышение родительских компетенций как профилактика возвратов.
Портрет детей целевой группы: психолого-педагогические и социальные характеристики, потребности, мотивация. Типология подростков целевой группы и специфика сопровождения.
Цели и задачи сопровождения подростков.
Методики диагностики личности подростков и их социального окружения.
Содержание и разработка индивидуального плана профилактической работы с подростком по месту жительства. Услуги и направления работы.
Специфика взаимодействия специалистов разных ведомств в процессе сопровождения подростка в конфликте с законом по месту жительства.
Документальное обеспечение межведомственного взаимодействия.