Программа является уникальным продуктом на рынке образовательных услуг по данному направлению. В основе программы - современные систематизированные знания от ведущих экспертов и аналитиков, а также многолетний опыт специалистов – практиков, работающих в учреждениях социального обслуживания по сопровождению социально неблагополучных семей в различных регионах РФ.
Программа разработана непосредственно на основе Профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 года № 683Н и Национального стандарта РФ «Услуги по профилактике социального сиротства детей», действующего с 01.10.2021 г.
Среди основных достоинств программы:
- доказанная эффективность рассматриваемых методов и техник работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении;
- иллюстративная наполненность практическими кейсами с экспертным разбором действий специалистов при работе с семьей;
- интенсивное обучение с гибким подходом к запросам каждого обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выпускники программы овладеют навыками по применению комплексного подхода в работе с семьей; овладеют профессиональными компетенциями для всесторонней поддержки семей с детьми на основе выявления семейного неблагополучия и разработки индивидуальных программ реабилитации детей и семьи, с привлечением ближайшего окружения; компетенциями для повышения родительской ответственности за воспитание детей.
Принципы разработки плана индивидуальной профилактической работы с семьей и ребенком. Роль и место диагностики причин семейного неблагополучия.
Базовые инструменты оценки семейной ситуации: генограмма, социокарта, комплексная оценка семейной ситуации, оценка психосоциальных факторов, связанных с плохим отношением к детям.
Использование результатов проведенной диагностики специалистом при оформлении обоснованного заключения о причинах и факторах семейного неблагополучия, слабых сторонах и ресурсах семьи.
Понятие привязанности и ее значение для развития и социального становления ребенка.
Нарушения привязанности, в т.ч. нарушение детско-родительских отношений, трудности социализации, отклоняющееся поведение ребенка, риски жестокого обращения с ребенком.
Распознавание нарушений привязанности в обычной жизни ребенка и семьи.
Уровни привязанности. Помощь ребенку и семье в восстановлении отношений привязанности в процессе сопровождения семьи.
Закономерности развития кризиса в семейной системе, особенности семей в СОП.
Принципы проведения диагностики семейной ситуации и оценки ресурсов в процессе планирования.
Особенности целеполагания и расстановки /динамики приоритетов для семей в СОП.
Особенности планирования и сопровождения в работе с семьёй в СОП. Особенности взаимодействия / выстраивания отношений с семьей в процессе планирования.
Формат: 8 онлайн занятий , продолжительностью по 3 академических часа, домашнее задание, итоговая аттестация
Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Факторы риска причинения вреда ребенку.
Понятие «жестокое обращение с детьми»: определение, виды, признаки, влияние на актуальное состояние ребенка и «отстроченные» последствия.
Методика оценки безопасности (наличия угроз жизни и здоровью) и риска нарушения прав и причинения вреда ребенку в семье.
Угрозы безопасности, специфика их распознавания и принципы составления плана безопасности для ребенка.
Формат: 6 вебинаров по 2 академических часа, домашние задания, итоговая аттестация
Выявление детского неблагополучия и нарушения прав ребенка. Понятие «жестокое обращение с ребенком»: определение, виды, признаки.
Маркеры и признаки вреда и неудовлетворения потребностей ребенка. Раннее обнаружение нанесения вреда и неудовлетворения потребностей ребенка.
Роль специалиста в выявлении маркеров и признаков.
Основы наблюдения и анализа поведения ребенка. Принципы беседы с ребенком, пережившим негативный опыт. Идентификация, подтверждение или опровержение признаков. Разработка стратегий для предотвращения негативных последствий и оказания помощи детям.
Курс предоставляет возможность освоить ключевые понятия семейно-ориентированного подхода, необходимые для работы с кризисными семьями и детьми в сфере профилактики социального сиротства, из числа требуемых профессиональным стандартом «Специалист по работе с семьей».
Специалисты смогут попрактиковаться в оценке безопасности, риска и семейных условий, а также в применении технологии работы со случаем в работе с семьями, нуждающимися в услугах системы защиты детства.
Методика оценки безопасности (наличия угроз жизни и здоровью) и риска причинения вреда и нарушения прав ребенка в семье.
Угрозы безопасности, специфика их распознавания и принципы составления плана безопасности ребенка.
Жестокое обращение с детьми в семье: определение, виды, признаки. Причины и последствия. Содержание поддерживающей позиции специалистов по отношению к родителям.
Применение методики выявления и оценки детского неблагополучия в учреждениях социальной защиты.
Профессиональная коммуникация в социальной работе.
Принципы взаимодействия с семьёй.
Понятие сопротивления в контакте и работа с сопротивлением клиента.
Понятие мотивации и основы мотивации клиента при контакте.
Формат проведения: 4 вебинара по 3 академических часа каждый, домашние задания, итоговая аттестация.
Роль и место диагностики причин семейного неблагополучия в организации социального сопровождения и подбора социальных и реабилитационных услуг семьям с детьми.
Определение понятий и проблем, связанных с семейным неблагополучием. Принципы и методы проведения социально-психологического обследования и оценки семейного неблагополучия.
Использование генограммы и экокарты в оценке социального неблагополучия.
Методика оценки психосоциальных факторов, связанных с риском жестокого обращения с ребенком: самооценка родителя, ролевая инверсия детско-родительских отношений, степень понимания потребностей ребенка.
Методика комплексной оценки семейной ситуации.
Анализ и интерпретация результатов обследования.
Подготовка заключения о причинах семейного неблагополучия и факторах риска для семьи.