Программа является уникальным продуктом на рынке образовательных услуг по данному направлению. В основе программы - современные систематизированные знания от ведущих экспертов и аналитиков, а также многолетний опыт специалистов – практиков, работающих в учреждениях социального обслуживания по сопровождению социально неблагополучных семей в различных регионах РФ.
Программа разработана непосредственно на основе Профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 года № 683Н и Национального стандарта РФ «Услуги по профилактике социального сиротства детей», действующего с 01.10.2021 г.
Среди основных достоинств программы:
- доказанная эффективность рассматриваемых методов и техник работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении;
- иллюстративная наполненность практическими кейсами с экспертным разбором действий специалистов при работе с семьей;
- интенсивное обучение с гибким подходом к запросам каждого обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выпускники программы овладеют навыками по применению комплексного подхода в работе с семьей; овладеют профессиональными компетенциями для всесторонней поддержки семей с детьми на основе выявления семейного неблагополучия и разработки индивидуальных программ реабилитации детей и семьи, с привлечением ближайшего окружения; компетенциями для повышения родительской ответственности за воспитание детей.
Закономерности развития кризиса в семейной системе, особенности семей в СОП. Принципы проведения диагностики семейной ситуации и оценки ресурсов в процессе планирования. Особенности целеполагания и расстановки /динамики приоритетов для семей в СОП. Особенности планирования и сопровождения в работе с семьёй в СОП. Особенности взаимодействия / выстраивания отношений с семьей в процессе планирования.
Формат: 8 онлайн занятий , продолжительностью по 3 академических часа, домашнее задание, итоговая аттестация
Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Жестокое обращение с детьми в семье: определение, виды, признаки.
Факторы риска жестокого обращения. Влияние жестокого обращения на актуальное состояние ребенка и «отстроченные» последствия.
Методика оценки безопасности (наличия угроз жизни и здоровью) и риска жестокого обращения с ребенком в семье.
Угрозы безопасности, специфика их распознавания и принципы составления плана безопасности для ребенка.
Формат: 5 вебинаров по 4 академических часа, домашние задания, итоговая аттестация
Курс предоставляет возможность освоить ключевые понятия семейно-ориентированного подхода, необходимые для работы с кризисными семьями и детьми в сфере профилактики социального сиротства, из числа требуемых профессиональным стандартом «Специалист по работе с семьей».
Специалисты смогут попрактиковаться в оценке безопасности, риска и семейных условий, а также в применении технологии работы со случаем в работе с семьями, нуждающимися в услугах системы защиты детства.
Системные свойства семьи: связи, иерархия, роли, функции, стиль коммуникации.
Семья как естественная среда воспитания ребенка. Семейный кризис: определение и признаки, особенности функционирования семьи в кризисе. Уязвимые категории семей и их особенности.
Цели и «мишени» работы в профилактике социального сиротства.
Индивидуальность семьи и принципы построения отношений с ней.
Формат: 4 вебинара по 3 академических часа, домашние задания, итоговая аттестация.
Понятие привязанности и ее значение для развития и социального становления ребенка.
Нарушения привязанности: социальные, психологические и педагогические последствия для семьи и ребенка (нарушение детско-родительских отношений, трудности социализации, отклоняющееся поведение ребенка, риски жестокого обращения с ребенком и т.д.).
Распознавание нарушений привязанности в обычной жизни ребенка и семьи.
Помощь ребенку и семье в восстановлении отношений привязанности в процессе сопровождения семьи.
- Профессиональная коммуникация в социальной работе.
- Принципы взаимодействия с семьёй.
- Понятие сопротивления в контакте и работа с сопротивлением клиента.
- Понятие мотивации и основы мотивации клиента в
Формат проведения: 4 вебинара по 3 академических часа каждый, домашние задания, итоговая аттестация.
Базовые инструменты оценки семейной ситуации: генограмма, социокарта, комплексная оценка семейной ситуации, оценка психосоциальных факторов, связанных с плохим отношением детям.
Результаты проведенной диагностики позволят специалисту сделать комплексное обоснованное заключение о причинах и факторах семейного неблагополучия, слабых сторонах и ресурсах семьи.
Формат проведения: 4 вебинара по 3 академических часа каждый, домашнее задание, итоговая аттестация.