Программа является уникальным продуктом на рынке образовательных услуг по данному направлению. В основе программы - современные систематизированные знания от ведущих экспертов и аналитиков, а также многолетний опыт специалистов – практиков, работающих в учреждениях социального обслуживания по сопровождению социально неблагополучных семей в различных регионах РФ.
Программа разработана непосредственно на основе Профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 года № 683Н и Национального стандарта РФ «Услуги по профилактике социального сиротства детей», действующего с 01.10.2021 г.
Среди основных достоинств программы:
- доказанная эффективность рассматриваемых методов и техник работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении;
- иллюстративная наполненность практическими кейсами с экспертным разбором действий специалистов при работе с семьей;
- интенсивное обучение с гибким подходом к запросам каждого обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выпускники программы овладеют навыками по применению комплексного подхода в работе с семьей; овладеют профессиональными компетенциями для всесторонней поддержки семей с детьми на основе выявления семейного неблагополучия и разработки индивидуальных программ реабилитации детей и семьи, с привлечением ближайшего окружения; компетенциями для повышения родительской ответственности за воспитание детей.
Закономерности развития кризиса в семейной системе, особенности семей в СОП. Принципы проведения диагностики семейной ситуации и оценки ресурсов в процессе планирования. Особенности целеполагания и расстановки /динамики приоритетов для семей в СОП. Особенности планирования и сопровождения в работе с семьёй в СОП. Особенности взаимодействия / выстраивания отношений с семьей в процессе планирования.
Формат: 8 онлайн занятий , продолжительностью по 3 академических часа, домашнее задание, итоговая аттестация
Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Жестокое обращение с детьми в семье: определение, виды, признаки.
Факторы риска жестокого обращения. Влияние жестокого обращения на актуальное состояние ребенка и «отстроченные» последствия.
Методика оценки безопасности (наличия угроз жизни и здоровью) и риска жестокого обращения с ребенком в семье.
Угрозы безопасности, специфика их распознавания и принципы составления плана безопасности для ребенка.
Формат: 5 вебинаров по 4 академических часа, домашние задания, итоговая аттестация
Особенности поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Стресс и травматический стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство: понятие, признаки, симптомы.
Потребности и особенности ребенка и семьи в ситуации переживания травматического опыта, задачи специалистов социальных служб при сопровождении.
Особенности коммуникации с ребенком и семьей переживающим или пережившим травматический опыт, приемы работы с ними.
Психогигиена специалиста и практика самопомощи.
Курс предоставляет возможность освоить ключевые понятия семейно-ориентированного подхода, необходимые для работы с кризисными семьями и детьми в сфере профилактики социального сиротства, из числа требуемых профессиональным стандартом «Специалист по работе с семьей».
Специалисты смогут попрактиковаться в оценке безопасности, риска и семейных условий, а также в применении технологии работы со случаем в работе с семьями, нуждающимися в услугах системы защиты детства.
Понятие, виды, причины жестокого обращения с детьми.
Ранние признаки для выявления рисков жестокого обращения с детьми и особенности их распознавания специалистами.
Алгоритм действий специалиста при выявлении рисков и случаев жестокого обращения с ребенком.
Основы поддерживающего контакта с родителями и ребенком в ситуации выявленных рисков жестокого обращения. Организация помощи.
Системные свойства семьи: связи, иерархия, роли, функции, стиль коммуникации.
Семья как естественная среда воспитания ребенка. Семейный кризис: определение и признаки, особенности функционирования семьи в кризисе. Уязвимые категории семей и их особенности.
Цели и «мишени» работы в профилактике социального сиротства.
Индивидуальность семьи и принципы построения отношений с ней.
Формат: 4 вебинара по 3 академических часа, домашние задания, итоговая аттестация.
Особенности семьи, затронутой проблемой злоупотребления алкоголя: характеристики, изменения семейной системы.
Стадии формирования зависимости. Последствия злоупотребления. Симптоматика злоупотребления.
Задачи и содержание социального сопровождения семьи, затронутой алкоголем.
Срывы и рецидивы при работе с зависимыми: признаки, процесс. Профилактика срывов. Мотивация зависимых на изменения.
Созависимость: понятие, признаки. Методы помощи для преодоления созависимого поведения.
Освоение навыков планирования мероприятий на каждом из основных этапов сопровождения «алкогольной семьи»
Специфика оказания помощи детям в алкоголдизированных семьях.
Особенности взаимодействия специалистов с семьей зависимых от алкоголя.
Формат: 8 он-лайн занятий по 3 часа каждое, домашние задания, итоговая аттестация
Понятие привязанности и ее значение для развития и социального становления ребенка.
Нарушения привязанности: социальные, психологические и педагогические последствия для семьи и ребенка (нарушение детско-родительских отношений, трудности социализации, отклоняющееся поведение ребенка, риски жестокого обращения с ребенком и т.д.).
Распознавание нарушений привязанности в обычной жизни ребенка и семьи.
Помощь ребенку и семье в восстановлении отношений привязанности в процессе сопровождения семьи.
Семьи на ранней стадии кризиса: характеристики, проблемы, цели и мишени для специалистов в работе с семьей. Границы и возможности клубной деятельности в реабилитации семей группы риска
Понятие и принципы создания реабилитационной среды в низкопороговом семейном клубе.
Стратегии вовлечения клиентов в услугу.
Содержание реабилитационной работы в клубе: психолого-педагогическое, досуговое и социальное направление работы.
Планирование, организация и проведение семейных групповых занятий клуба. Формы и методы работы
Семинар позволяет наиболее полно понять и использовать специфику и потенциал широко распространенной формы семейных клубов в целях реабилитации семей группы риска.