Программа является уникальным продуктом на рынке образовательных услуг по данному направлению. В основе программы - современные систематизированные знания от ведущих экспертов и аналитиков, а также многолетний опыт специалистов – практиков, работающих в учреждениях социального обслуживания по сопровождению социально неблагополучных семей в различных регионах РФ.
Программа разработана непосредственно на основе Профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013 года № 683Н и Национального стандарта РФ «Услуги по профилактике социального сиротства детей», действующего с 01.10.2021 г.
Среди основных достоинств программы:
- доказанная эффективность рассматриваемых методов и техник работы с семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной ситуации, социально опасном положении;
- иллюстративная наполненность практическими кейсами с экспертным разбором действий специалистов при работе с семьей;
- интенсивное обучение с гибким подходом к запросам каждого обучающегося с использованием дистанционных образовательных технологий.
Выпускники программы овладеют навыками по применению комплексного подхода в работе с семьей; овладеют профессиональными компетенциями для всесторонней поддержки семей с детьми на основе выявления семейного неблагополучия и разработки индивидуальных программ реабилитации детей и семьи, с привлечением ближайшего окружения; компетенциями для повышения родительской ответственности за воспитание детей.
Основные нормы законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей.
Жестокое обращение с детьми в семье: определение, виды, признаки.
Факторы риска жестокого обращения. Влияние жестокого обращения на актуальное состояние ребенка и «отстроченные» последствия.
Методика оценки безопасности (наличия угроз жизни и здоровью) и риска жестокого обращения с ребенком в семье.
Угрозы безопасности, специфика их распознавания и принципы составления плана безопасности для ребенка.
Планирование в рамках системы защиты детства, этапы планирования. Понятие «случая нарушения прав ребенка» в семье как основа для разработки плана.
Сбор фактов и разработка гипотез о причинах случая в планировании реабилитационной работы.
Диагностика семьи и оценка ресурсов в процессе планирования.
Навыки планирования целей и действий.
Особенности взаимодействия с семьей в процессе планирования и принципы вовлечения членов семьи.
Курс предоставляет возможность освоить ключевые понятия семейно-ориентированного подхода, необходимые для работы с кризисными семьями и детьми в сфере профилактики социального сиротства, из числа требуемых профессиональным стандартом «Специалист по работе с семьей».
Специалисты смогут попрактиковаться в оценке безопасности, риска и семейных условий, а также в применении технологии работы со случаем в работе с семьями, нуждающимися в услугах системы защиты детства.
Понятие, виды, причины жестокого обращения с детьми.
Ранние признаки для выявления рисков жестокого обращения с детьми и особенности их распознавания специалистами.
Алгоритм действий специалиста при выявлении рисков и случаев жестокого обращения с ребенком.
Основы поддерживающего контакта с родителями и ребенком в ситуации выявленных рисков жестокого обращения. Организация помощи.
Понятие, роль и содержание супервизии в социальной работе.
Условия получения поддержки и супервизии специалистом помогающей профессии. Профилактика эмоционального выгорания у специалиста.
Трудности и ошибки в консультировании, требующие супервизорского вмешательства.
Личность супервизора. Обучение и развитие супервизора.
Супервизорские группы, команды и структуры.
Системные свойства семьи: связи, иерархия, роли, функции.
Семья как естественная среда воспитания ребенка. Семейный кризис: определение и признаки, особенности функционирования семьи в кризисе. Уязвимые категории семей и их особенности.
Цели и «мишени» работы в профилактике социального сиротства.
Индивидуальность семьи и принципы построения отношений с ней.
Особенности семьи, затронутой проблемой злоупотребления алкоголя: характеристики, изменения семейной системы, специфика целеполагания.
Освоение навыков планирования мероприятий на каждом из основных этапов сопровождения «алкогольной семьи»
Процесс формирования междисциплинарной команды и распределения ответственности между специалистами
Причины возникновения «срывов» и мероприятия, которые необходимы для их профилактики
Специфика оказания помощи зависимым, созависимым, детям из этих семей
Понятие привязанности и ее значение для развития и социального становления ребенка.
Нарушения привязанности: социальные, психологические и педагогические последствия для семьи и ребенка (нарушение детско-родительских отношений, трудности социализации, отклоняющееся поведение ребенка, риски жестокого обращения с ребенком и т.д.).
Распознавание нарушений привязанности в обычной жизни ребенка и семьи.
Помощь ребенку и семье в восстановлении отношений привязанности в процессе сопровождения семьи.
Задачи государственной политики в сфере профилактики семейного неблагополучия на современном этапе.
Нормативно-правовая база межведомственного взаимодействия: актуальное состояние.
Проблемы и пути повышения эффективности межведомственного взаимодействия.
Межведомственная технология работы со случаем: история развития, содержание, региональный опыт.
Анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации о порядке межведомственного взаимодействия (практикум).
Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения: нормативная база, опыт и проблемы реализации.